Проблемы дефиниции и оценки политического риска
E-mail: euro11@mail.ru.ru
Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.
В последнее время понятие “политический риск”, всего лишь несколько лет назад отсутствовавшее в лексиконе российских политологов и экономистов, все чаще появляется на страницах периодической печати, хотя и трактуется несколько упрощенно.
За рубежом интерес к проблеме политических рисков возник в конце
50х гг. в связи с событиями на Кубе. В 70е гг.
в крупнейших корпорациях формируются специальные структуры, занимающиеся
оценкой уровня риска, которому подвержена деятельность компаний
в других странах. Однако до начала 80х годов изза
сложности проблемы и недостаточной разработанности методов анализа
политическому риску отводится подчиненная роль в общей оценке
странового риска. Резкий рост интереса к проблеме политического
риска одновременно с ростом скептического отношения к возможности
его прогнозирования был отмечен после Иранской революции 1979 г.,
которая, вызвав, с одной стороны, многочисленные споры о вероятности
исполнения политических прогнозов и надежности оценок уровня политического
риска, предоставила, с другой стороны, огромный фактический материал
для исследований в этой области. На 80-е годы приходится наибольшее
количество публикаций на эту тему, внимание в которых уделяется
методам анализа политического риска. Практическая значимость данных
исследований привела к созданию значительного числа консультационных
фирм, специализирующихся на оценке политических рисков в разных
странах.
До XVII века не существовало общего понятия для обозначения риска; удача и несчастья предопределялись роком и фортуной. Новая эпоха, трансформировав представления о судьбе, идеалах и целях, принесла осознание риска как ключевого фактора человеческой деятельности и одного из условий достижения успеха. “Понятие риска становится центральным в обществе, которое прощается с прошлым, с традиционными способами деятельности, которое открывается для неизведанного будущего... В среде, где нет больше рока, любая деятельность, даже строго увязанная с установленными образцами, в принципе исчисляется в понятиях риска, т.е. поддается своего рода общей оценке степени ее рискованности с точки зрения возможных результатов.”
В словаре Вебстера “риск” определяется как “вероятность ущерба или потерь”, т.е. риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Расширенное толкование риска идентифицируется с понятием неопределенности, означающим невозможность точного прогнозирования оптимального вектора развития сложной системы и несущим в себе не только вероятность негативных последствий, но также и позитивные возможности.
В современных условиях оценка риска является теоретической базой для принятия решений в политике и экономике. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы в зарубежной стране, проводится анализ странового риска /country risk/, определяющего “вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам.”
В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски. Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: 1) на уровне государства - риск неплатежеспособности /sovereign risk/, “ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам”, 2) на уровне компаний - трансфертный риск /transfer risk/ - “риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам.”
Значение термина “политический риск” достаточно широко - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.
Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.
В.Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как “действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или приводят к конфискации собственности иностранных компаний.” Подобным образом рассматривает политический риск Д.Джодис: “изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающими в ходе политического процесса.” По определению Кобрина, политический риск - “непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде и принимающие обычно форму ограничений в проведении операций.” Г.Райс и И.Махмауд настаивают на необходимости учитывать не только внутренние политические события в стране, но и международную политическую ситуацию. Согласно этим авторам, политический риск может быть определен как внутристрановые и международные, конфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях (касающихся, напр., прибыли, рынков, персонала) для фирмы.
Успех деловых операций в зарубежной стране, в той степени, в которой он определяется политическими факторами, не зависит исключительно от рисков, которые могут разрушить или нанести тяжелый ущерб чьим-либо ожиданиям. Крупные успехи в бизнесе были достигнуты благодаря не только предвидению и избежанию риска, но также предвидением и использованием политических возможностей (напр., Натан Ротшильд использовал информацию о битве при Ватерлоо для успешной операции на Лондонской фондовой бирже). Для инвесторов, решающих, размещать или нет инвестиции в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, также важна, как и вероятность политической нестабильности, которая может сделать инвестиции крайне невыгодными. Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политическое событие не обязательно несет риск для бизнеса, но может также означать новые возможности. Они предлагают под термином “политический риск” понимать “неопределенность Среды, в которой действуют все нерыночные силы”. Это означает, что при прогнозировании политического риска необходимо учитывать не только негативные изменения, но также и позитивные, представляющие дополнительные возможности для бизнеса, при этом в финансовом анализе базовый риск является нейтральным, предполагающим как положительные, так и отрицательные отклонения.
Некоторые исследователи политического риска (С.Робок, С.Кобрин, Дж.Саймон) выделяют макро- и микрориск, в зависимости от уровня экономических субъектов, на который они распространяются. Макрориск ассоциируется с вероятностью политических событий, отражающихся на всех иностранных субъектах в стране размещения. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы или даже отдельного проекта.
Классификация политических рисков проводится на основе разделения
событий, вызванных либо действиями правительственных структур
в ходе проведения определенной государственной политики, либо
силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии
с этим принципом Ч.Кеннеди предложил деление политического риска
на экстра-легальный и легально-правительственный. Подобной классификации
придерживаются Ж. де ла Торре и Д.Некар.
Экстра-легальный риск | Легально-правительственный риск | |
Макрориск | Революция | Изменение инвестиционного законодательства |
Микрориск | Терроризм | Торговое регулирование |
Источник: Charles R. Kennedy, Political Risk Management, 1987, p.7.
Экстра-легальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.
Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающегося торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.
Некоторые исследователи (М.Фицпатрик, В.Ашер, Т.Брювер) считают
существующую дефиницию политического риска неудовлетворительной
из-за того, что она конституирует политический событийный риск.
По их мнению, основное внимание должно уделяться динамике политического
действия, из которого возникают события, поскольку можно точнее
спрогнозировать природу конфронтации или понять действия политических
сил, чем предсказать победителей и проигравших.
Подверженность политическим рискам.
Действия легитимных структур | События, вызванные действиями неконтролируемых правительством сил | |
Непредвиденные
обстоятельства | ||
Потеря контроля за деятельностью фирмы | - полная или частичная экспроприация
- насильственное лишение прав управления - конфискация собственности фирмы - разрыв договора | - война
- революция - терроризм - забастовки |
Падение ожидаемой прибыли | - неприменимость “национального режима”
- уменьшение доступа к финансовым, трудовым и сырьевым рынкам - контроль над ценами, товарами, деятельностью - валютные ограничения - ограничения денежных переводов за границу - требования к экспортным характеристикам | -националистически настроенные продавцы и поставщики
-угрозы враждебных группировок - навязанные извне финансовые ограничения - навязанные извне ограничения на импорт и экспорт |
Источник: J. de la Torre, D. H. Neckar, Forecasting political risks for international operations, p.223.
В 80-х годах активно проводились исследования по проблемам развития и улучшения методов прогнозирования. В работах Дж.Остина и Д.Йоффи, Т. Морана, В.Оверхольта, Т.Шрива уделялось внимание общим методам оценки и анализа политического риска. Другая группа ученых, среди которых Дж.Морган, С.Марк, Дж.Сасси и С.Дила, сосредоточила свои усилия на индивидуальных подходах фирм.
Задача прикладных исследований риска состоит в том, чтобы снизить остроту неопределенности, предусмотреть возможные негативные и позитивные последствия ее развития. Современные методы позволяют количественно и качественно оценить вероятность достижения цели, отклонения от цели или неудачи.
Цель мониторинга политического риска достаточно ясна: защитить зарубежные инвестиции компаний путем прогнозирования возможных рисков, возникающих в политической среде. При проведении анализа политический риск выводится из стабильности и направленности политики правительства данной страны.
До конца 70-х большинство международных фирм ограничивали свой анализ политического климата в стране качественными оценками, проведенными с использованием методов 'old hands' (“старых знакомств”) и 'grand tours' (“больших туров”). Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, инвестиции либо не размещались (принцип 'go/no go'), либо к стоимости проекта добавлялась “премия за риск” для учета высокой вероятности потерь. До тех пор, пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался.
Оценки политического риска по методу 'old hands' представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами в этой стране (учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами). Главным недостатком этого метода является то, что компании в большой степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров.
Метод 'grand tour' предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.
Наиболее систематичным качественным методом является метод Delphi (Дельфи), по которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают широкий круг экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны.
Качественный подход позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации. В некоторых случаях внимательное исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. Большим недостатком этого метода является чрезмерная субъективность оценок. Старые стереотипы иностранного общества могут сыграть роковую роль при принятии решений. Дж.Саймон оценил этот подход как “спорадический, основанный на селективном, неконтролируемом восприятии или идеологических и личностных пристрастиях”.
Р.Руммель и Д.Хинен обосновали необходимость комбинированного подхода, который позволил бы соединить субъективное восприятие иностранной Среды с количественным анализом объективных данных для формирования общего восприятия (GESTALT) странового риска. В настоящее время комбинированный подход к оценке странового риска использует большинство фирм.
Формализация и моделирование макро-политических и экономических рисков начали широко развиваться в середине 70-х. Рост задолженности развивающихся стран вызвал повышенный интерес к так называемым рискам неплатежеспособности. Специфическая природа этих рисков привела к необходимости систематического анализа макроэкономических данных, хотя при этом признавалась необходимость вовлечения некоторых субъективных элементов.
Количественный подход к оценке странового риска позволяет сравнивать различные страны по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов. Главным недостатком количественных методов является использование узкого определения политического риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких как политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков, с разной степенью потенциального влияния на иностранные инвестиции, гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Выбор факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного метода.
Другая проблема заключается в том, что попытка приспособить количественную шкалу рисков для международных сравнений наталкивается на отраслевую/проектную ориентированность большинства страновых рисков. Напр., добывающие отрасли гораздо больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные производственные отрасли. Более того, то, что рассматривается как фактор риска для большинства отраслей (напр., политическая нестабильность), вполне может быть фактором дополнительных возможностей для некоторых других отраслей (напр., военно-промышленного комплекса). Поскольку различные страны обладают различным относительным уровнем риска для разных инвесторов, постольку сфера применения количественной шкалы странового риска сужается.
Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране применяется метод агрегированных статистических данных. На этой основе в 70-е годы были разработаны две модели (PSSI; Ecological Approach), основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные. Модель Political System Stability Index была впервые описанная Д.Генделем, Г.Вестом и Р.Мидоу. Измеряя напрямую серию дискретных компонентов политической и социальной Среды (таких как количество мятежей, этнолингвистическая фрагментация, эффективность законодательства и др.), модель претендует на независимость от умозрительных заключений и искажений. С этой целью в модель вводились дополнительные конфиденциальные оценки по индексам, рассчитываемым по каждому компоненту.
Вторая модель, так называемый “экологический” подход Кнудсена (Knudsen's Ecological Approach), основывается на предположении, впервые высказанном Т.Гурром, о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где существует разрыв между ожиданиями людей и их благосостоянием (динамические концепции). Взаимодействуя с видимым иностранным сектором, эта фрустрация может привести к интервенции или экспроприации, причем иностранные фирмы послужат “козлом отпущения” в неспособности существующего политического порядка удовлетворить экономические и политические чаяния народа.
Вторую группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать или не вовлекать метод Дельфи. Некоторые из этих отчетов используют эконометрические данные, но их основной характеристикой является прогрессивное ранжирование достаточно большого количества стран в соответствии с более или менее ясной логикой анализа. Первой фирмой такого рода стала служба BERI (Business Environment Risk Index). Составление рейтинга стран по уровню риска включает в себя несколько этапов: выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.), определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности), обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы, выведение суммарного индекса, теоретически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот). Как правило, индексы стран не достигают крайних значений.
Сравнительные рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). Большинство из них доступны в режиме on-line и, как в случае с Policon, пользователи могут исключать вес различных переменных, либо включать свою собственную оценочную информацию. Большим шагом вперед стало создание банков политических данных (World Handbook of Political and Social Indicators).
Последней вышла на поле “экспертного” рейтинга Futures Group; ее отчеты Political Stability Prospects сочетают данные наблюдений в формальных моделях с экспертными оценками для создания индексов стабильности по вероятностному распределению.
Следует упомянуть две финансово ориентированные рейтинговые системы:
Institutional Investor's Country Credit Rating и Euromoney's Country
Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно. В модели
Euromoney рейтинг странового риска составляется путем комбинирования
набора индикаторов типа Лондонской ставки предложений по межбанковским
кредитам (LIBOR), первичного ценообразования, межбанковских кредитов
и т.д. Для характеристики общих экономических и политических
тенденций, таких как степень национального контроля над ключевыми
секторами экономики, политическая нестабильность, международный
статус страны, изменения в торговом балансе правительства и фирм
применяются целые группы переменных. Количественные параметры
используемых индикаторов обычно комбинируются с мнениями экспертов
и формируют сложную динамическую модель, позволяющую прогнозировать
развитие национальной и международной экономики. Преимущество
индикаторов в их объективности и (в большинстве случаев) измеряемости,
что позволяет быстро создавать точные отчеты о событиях. Однако
крупной проблемой остается теоретическая обоснованность индикаторов.
Другой проблемой является статичность рейтингов по определению:
они рассматривают прошедшие события и условия, которые могут не
иметь никакой связи с будущим.
Экспертные модели оценки риска
Модель | Тип риска | Количество стран, участвующих в рейтинге | Периодичность
составления рейтинга |
Business Environment Risk Index (BERI) | страновый | 48 | ежеквартально |
BERI Political Risk Index (PRI) | политический | - | - |
BERI Foreland | финансовый | - | - |
World Political Risk Forecast (WPRF) | политический и экономический | 80 | ежемесячно |
International Country Risk Guide (ICRG) | политический, финансовый,
экономический | более 100 | ежемесячно |
Institutional Investor's Country Credit Rating | финансовый | 109 | - |
POLICON | политический | - | - |
Control Risks | страновый | 70 | еженедельно |
Oxford Analytical Data | страновый | 50 | ежедневно |
Euromoney's Country Risk Index | финансовый | 116 | - |
Составлено по: D.Frey and D.Ruloff, The methodology of political risk assessment: An overview, World Futures, N.Y., 1988, Vol.25, №1/2, pp.6-7;
J. de la Torre, D.Neckar, Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, Amsterdam, 1988, Vol.4, №2, p.228.
Наиболее серьезной критике экспертные системы подвергаются за скрытую взаимосвязь между социально-экономическими факторами и политическим риском, что затрудняет применение рейтингов для решения специфических задач.
Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе эконометрической модели, разработанной профессорами Сиракузского университета Вильямом Коплином и Майклом О'Лири и получившей наибольшую известность, лежат уравнения множественной регрессии. В модели Коплина-О'Лири политическая нестабильность рассматривается как такое явление политической жизни определенной страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т.п. При этом различается нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.
На уровне корпораций заключения об уровне риска в стране часто являются ни чем иным, как “количественным описанием политической Среды, включенным в инвестиционное предложение”.
Примером экстенсивной встроенной модели является ESP (Economic, Social and Political system), разработанная фирмой Dow Chemical для своих операций в Латинской Америке. Метод предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение этой страны группой экспертов, верификацию информации посредством интервью с сотрудниками отделения фирмы и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий. Преимущество этого подхода в том, что он специально разработан конкретных потребностей компании и привлекает к анализу как рядовых членов компании, так и высший руководящий состав, тем самым гарантируя, что отношение к результатам оценки будет достаточно серьезным. Однако этот метод достаточно дорог и требует большого количества времени.
Другим методом анализа и оценки политического риска является создание рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.
Наиболее сложный, но эффективный подход, разработанный Shell Oil
для оценки возможностей разведки, разработки и переработки нефти
в определенной стране, и его последующие варианты (напр., модели,
разработанные Risk Insights, Inc.), включает формальную спецификацию
рассматриваемых отношений, экспертные мнения, обработанные методом
лимитирования сужденческих ошибок, сложный статистический алгоритм,
комбинирующий результаты агрегированных эконометрических данных
и индивидуальных оценок. Главным ограничением метода является
его дороговизна.
До 80-х годов в широком контексте сканирования внешней Среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на бизнес, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированны, но и более неопределенны и менее предсказуемы. Тенденция относиться к социально-политическому развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять и на который можно только реагировать тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную разработанность аналитических инструментов в этой области.
К пересмотру этой тенденции привели привели активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с такими широко распространенными экономическими индикаторами как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен. Социальные индикаторы, напр., “объективные” - такие как статистически выраженные демографические сдвиги, или “перцептуальные” (поведенческие), типа изменения отношения к работе, обработанные и стандартизированные для международных сравнений, несомненно станут важной составной частью количественных и качественных методов оценки политического риска. Селективные социально-политические индикаторы используются в некоторых методиках оценки странового риска как указатели политической стабильности. Р.Руммель и Д.Хинен используют такие индикаторы, как степень авторитаризма, переходные этапы экономики, уровень образования по отношению к безработице, баланс силы между военными и гражданскими властями.
Для оценки личностного фактора при анализе политического риска М.О'Лири и В.Коплиным была разработана модель под названием Prince model. Анализируя твердость позитивной, нейтральной или негативной позиции конкретного лица, степень его влияния и значение для него данного вопроса (каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале, затем перемножается и суммируется по всем участникам), модель позволяет количественно (долей положительных баллов в общем количестве) рассчитать вероятность принятия того или иного решения правительством.
Б.Ливи разработал аналитическую сеть, интегрирующую социально-культурные переменные наряду со всеми неэкономическими факторами в количественный структурированный подход к оценке странового риска.
Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических
факторов, определяющих уровень риска в стране представил Ч.Кеннеди
в работе “Управление политическим риском”.
*Коэффициент обеспечения импорта страны валютными резервами.
**Отношение годовых платежей к экспорту
страны
Под социальной неоднородностью понимается количество и численность различных этнических, племенных, религиозных и региональных групп. Расслоение общества происходит в том случае, когда указанные выше группы совпадают в значительной степени с нижним, или беднейшим классом, что резко усиливает политическую нестабильность. Распределение дохода показывает степень неравенства экономических групп в обществе. Чем выше это неравенство, тем выше вероятность политической нестабильности.
Кеннеди выделяет четыре основных типа политических систем: 1) авторитарно-традиционная (монархия или военная диктатура); 2) авторитарно-мобилизационная (тоталитаризм); 3) либерально-демократическая (парламентская или президентская); 4) новая независимая (бывшие колонии). Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую, наименее стабильной - четвертую. Как крайне нестабильная рассматривается политическая система в случае, когда военные имеют возможность и желание изменить правительство.
Наличие в недавнем прошлом страны гражданской войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель “последняя внутренняя война”, считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов. Легитимность правящей элиты означает соблюдение большей частью населения правительственных распоряжений. Появление противоположных тенденций, а также высокая степень государственного насилия над гражданами (репрессии) усиливают вероятность политической нестабильности. Прогрессивные программы земельных реформ необходимы для устойчивого перехода от преимущественно аграрного к индустриальному обществу.
В классификации, предложенной Дж. де ла Торре и Д.Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска. Такое деление достаточно условно, поскольку факторы из различных групп могут оказывать влияние друг на друга.
Экономические факторы | Политические факторы | |
Внутренние
факторы | Население и доход
-численность и структура -экономический рост и доход на душу населения -естественный прирост
-распределение дохода Трудовые ресурсы и занятость -величина и состав -отраслевая и территориальная структура -производительность -миграция
-уровень безработицы Отраслевой анализ -сельскохозяйственное производство и самообеспеченность -отраслевая и территориальная структура; тенденции развития -размер и динамика государственного сектора
-национальные приоритеты и стратегические отрасли Экономическая география -природные ресурсы -экономическая диверсификация
-топография и инфраструктура Правительство и социальные службы -источники и структура правительственных доходов -отраслевое и территориальное распределение расходов -размер и рост бюджетного дефицита -жесткость программ расходов
-зависимость регионов от центральных источников дохода Основные показатели -индекс цен -уровень заработной платы -процентные ставки, денежное предложение и т.д. | Состав населения
-этнолингвистическая, религиозная, племенная или классовая гетерогенность -степень участия в экономической и политической власти
-иммиграция и эмиграция Культура -культурные, религиозные и моральные ценности
-открытость и интенсивность культурных связей Правительство и институты -конституционные принципы и конфликты -гибкость национальных институтов
-роль и влияние армии, церкви, партий, прессы, образовательных учреждений и т.д. Власть -лидеры -ключевые фигуры, поддерживающие status quo
-роль и влияние аппарата внутренней безопасности Оппозиция
-влияние и источники Основные показатели -забастовочная активность -вооруженные выступления и террористические акты -количество и условия содержания политических заключенных -уровень официальной коррупции |
Внешние
факторы | Внешняя торговля
-текущий платежный баланс, его составляющие -ценовая эластичность экспорта и импорта -стабильность основных статей импорта и экспорта -эволюция условий торговли
-географическая направленность торговли Внешний долг и его обслуживание -внешний долг, его абсолютный и относительный уровни -сроки и условия погашения
-обслуживание долга по импорту и экспорту Иностранные инвестиции -величина и относительное значение -отраслевое и территориальное распределение
-основные инвесторы (страны и международные организации) Платежный баланс -динамика -сальдо резервов
-движение капиталов Основные показатели -валютный курс (официальный и неофициальный) -изменения международных условий заимствования | Положение на международной арене
-международные договора
-позиция по международным вопросам, голосование в ООН Финансовая поддержка -финансовая, продовольственная помощь, военная поддержка
-предпочтительные экономические и торговые связи Ситуация в регионе -пограничные конфликты -внешняя военная угроза -революция в соседнем государстве
-беженцы Отношение к иностранному капиталу и инвестициям -национальное инвестиционное законодательство -отношение к иностранным инвесторам в провинции
-судебная практика Основные показатели -соблюдение прав человека -оппозиция за пределами страны -причастность к террористическим актам в третьих странах -дипломатические и торговые конфликты |
Источник: De la Torre, J., Neckar D., Forecasting political risks
for international operations, International Journal of Forecasting,
1988, 4, p.234
Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую
характеристику экономического развития страны и выделить наиболее
уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень
влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику:
высокая степень зависимости и значительный размер внешней задолженности
усиливают риск вмешательства правительства в инвестиционную деятельность.
Проблема оценки внутренних социально-политических факторов в значительной
доли субъективности. При определенных условиях внешняя политическая
обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности
в стране.
Множество подходов, описанных выше, высвечивает сложность и многоразмерность проблемы анализа и оценки политического риска. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения. Эконометрические модели часто страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа. Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены. Из этого следует, что оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к проектно-специфическим условиям.
Источник: De la Torre, J., Neckar D., Forecasting political risks
for international operations, International Journal of Forecasting,
1988, 4, p.230
В заключении следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику. Во-первых, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению социальных расходов (а, следовательно, возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е., ухудшению политического и инвестиционного климата в стране. Недостаточный учет региональной специфики, пожалуй, является основным недостатком существующих зарубежных методик при их экстраполяции на Россию. Для адекватного анализа политического риска необходимо проведение подробных исследований отдельных регионов (или групп регионов), учет относительного “веса” каждого региона (группы), включение региональных индикаторов в общую схему оценки странового риска.
К середине 90х гг. политический фактор по силе
своего воздействие на ход событий в России превзошел все прочие.
В целом, риск, вызываемый текущими политическими процессами, крайне
высок, и может быть охарактеризован как риск переходного периода:
любые события в политической жизни могут иметь последствия
гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.